Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИМосковского Патриархата

На главнуюЭлектронная почтаRSS

Словарь терминов для журналистов

Духовенство, церковная иерархия

Алтарник – см. пономарь.

Апόстол (греч. «посланник») - ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа; в более широком - также и к 70 ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым также апостолами от семидесяти.

Архидиáкон - старший диакон в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон. Звание архидиакона дается в качестве награждения. В Русской православной церкви архидиакон, служащий при патриархе, именуется Патриаршим архидиаконом, он единственный из архидиаконов принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях старший диакон также имеет сан архидиакона.

Архиепископ (греч. «старший среди епископов») - первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул "архиепископ" является почетным, предшествует титулу "митрополит".

Архиерéй (греч. старший священник, начальник священников) - священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен, таким образом, в Церкви осуществляется благодатная преемственность. Согласно 12 правилу VI Вселенского собора (680-681 гг.), архиерей должен быть безбрачен; в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства.

Архимандрúт - монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Благочúние  -  часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочúнным - священником, назначенным епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов благочиния.            

Викáрий (лат. «заместитель», «наместник») - архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.

Духовéнство - священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство.

Диáкон (греч. «служитель») - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение.

Епúскоп (греч. «надзирающий», «надсматривающий») - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе - архиерей. Первоначально слово "епископ" обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла). Впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово "епископ" стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом "архиерей".

Затвόрник – монах, совершающий подвиги спасения в полном уединении – в затворе.

Игумен (греч. «ведущий») - первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

Иерéй (греч. «священник») – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства, младший титул белого священника. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения во иереи.

Иеродиáкон – монах в сане диакона.

Иеромонáх - монах в сане иерея.

Инок (слав. «иной» - одинокий, другой) - русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого. Инокиня - монахиня.

Иподиáкон - церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподиакона - стихарь и крестовидно одеваемый орарь.

Канонарх (греч.  «правящий пением») - церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор.

Клир (греч. «жребий») - священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир - совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.

Местоблюстúтель, Патриа́рший Местоблюсти́тель (также Местоблюститель Патриаршего Престола) -  епископ, временно исполняющий обязанности Патриарха как предстоятеля поместной Церкви.

Митрополит (греч. «столичный») - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим после титула "архиепископ". Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.

Наместник монастыря - духовное лицо, игумен (или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.

Настоятель - старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме. Настоятелем мужского монастыря является архиерей, в чьей епархии расположен монастырь, или патриарх, помимо епархиального архиерея. Настоятельницей женского монастыря является игуменья.

Патриарх (греч. «родоначальник») -  в некоторых православных Церквах - титул главы поместной Церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный орган - синод, в 1917 г. восстановлено.

Пономарь (искаж. греч. «приставник») - церковнослужитель, упоминаемый в уставе. Иначе - параэклизиарх или алтарник. В обязанности пономаря входит прислуживание при богослужении в алтаре. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями.

Пресвитер (греч. «старейшина, глава общины») - древнейшее каноническое название второй степени священства. В России в большинстве церковных документов и в общеупотребительном обиходе используются слова «священник» или «иерей».

Рясофор (рясофорный монах) (греч. «носящий рясу») - монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку.

Священник - священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером. Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение.

Священнослужители – лица, имеющие благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (диаконы). Делятся на три последовательные степени: диаконы, священники и архиереи; поставляются через рукоположение.

Схимонах – монах, принявший великую схиму, иначе – великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов.

Церковнослужители – вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении - алтарники, чтецы, певцы, канонархи и т.п. Поставляются через посвящение.

Экзарх (греч. «правитель») – архиерей, управляющий крупной церковной областью – экзархатом, как правило, лежащим за пределами страны, в которой расположен патриархат. В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен центральной церковной власти - патриарху или синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. Русская православная церковь имеет экзархаты в Белоруссии, в Западной и Средней Европе, Центральной и Южной Америке.

 

Устройство храма

Алтáрь  (лат.  altaria, от altus - "высокий") – восточная часть храма, находящаяся на возвышении, священное пространство, вход в которое запрещен для непосвященных. Отделен от остального храма иконостасом.

Амвόн (греч. «возвышение») – часть солеú, выдающаяся полукружием в центр храма, напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия.

Антимúнс (греч. antimension - "вместопрестолие" от греч. anti - "перед, вместо" и лат. mensa - "стол") - главный священный предмет храма. Четырехугольный льняной или шелковый плат, расстилаемый на престоле. Литургия может быть совершена только на антиминсе, который предварительно освящается епископом и передается в храм в знак его освящения. Этот обычай восходит к первым векам христианства, когда из-за гонений верующие не могли строить храмы и возводить постоянные престолы. На антиминсах, по традиции, вышивкой или аппликацией изображается "Положение во гроб" тела Христа.

Апси́да - выступ храмового здания со стороны алтаря, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). Наиболее важная функция апсиды в храме - завершение алтарного пространства, в котором расположено горнее место.

Гόрнее место (слав. «высокое») - место в алтаре между престолом и восточной стеной. На горнем месте на некотором возвышении ставится кресло (трон) для архиерея, а по сторонам, но ниже его - сидения для священников (в приходских храмах кресло для архиерея не ставится). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих Ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести.

Двери диаконские (северная и южная) - две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат. В отличие от Царских врат, диаконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в небогослужебное время. Название происходит от традиции изображать на диаконских дверях первомученика диакона Стефана (I в.) и римского архидиакона Лаврентия (III в.). Иногда на диаконских дверях помещаются изображения архангелов.

Дéисис (греч. "прошение, моление", наиболее распространена неправильная русская форма "Дéисус") - композиция из трех икон: в центре икона Иисуса Христа, слева - икона обращенной к Нему Богородицы, справа - Иоанна Предтечи. Дéисисныи (дéисусный) чин - многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов, апостолов, святых, пророков.

Жéртвенник - небольшой стол у северной стены в алтаре, слева от горнего места. На жертвеннике совершается проскомидия - из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для Евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.

Завéса (или катапéтасма - греч. «занавес») - находится непосредственно за Царскими вратами и закрывает их со стороны алтаря. Во время богослужений она то открывается, то закрывается, иногда бывает наполовину открытой. В зависимости от дня года и праздника, может быть разного цвета, как и облачения священнослужителей.

Иконостáс - заграждение, отделяющее алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами, число которых может быть от трех до пяти.

Киόт (греч. «ящик», «ковчег») - небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.

Клúрос - место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи перед иконостасом.

Пáперть, или внешний притвор - непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся.

Приде́л - пристройка со стороны южного или северного фасада или специально выделенная часть основного здания храма для размещения дополнительного алтаря с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в праздники или в воскресенья) в одном храме можно было совершать несколько Литургий, по количеству приделов (в Православной Церкви принято совершать не более одной Литургии в один день на одном престоле; священник не может совершать более одной Литургии в день).

Притво́р - пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Рúзница - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды.

Солея́ (лат. solum - ровное место, основание; пол) - возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы.

Царские врата - двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей.

 

Богослужебные предметы, церковная утварь

ВоздУх - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа.

Даронόсица - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т.п.).

Дарохранительница - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле.

Дикúрий (греч. «двухсвечник») - подсвечник для двух свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

Дúскос (греч. «священный сосуд») - блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

Елей - освященное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании.

Звездúца - две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически изображает вифлеемскую звезду.

Кадúло - металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения.

Канун (искаж. греч. «установленный») - подсвечник в виде стола со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте совершения панихид.

Лжúца - специальная ложка с длинной ручкой, которой совершается причащение мирян.

Мúрница - сосуд для хранения святого мира.

Мúро - благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей.

Орлéц - круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает епископа, надзирающего за епархией.

Паникадúло (греч.  «многосвечие») - центральная люстра в православном храме, светильник со множеством свечей или лампад. Зажигается в самые торжественные моменты богослужения.

Потúр - священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову. Потир изображает собой чашу Тайной Вечери. Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.

Рипúда (греч. «опахало») - опахало с изображением серафима, принадлежность архиерейского богослужения. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время Литургии летающих насекомых. Символически изображают ангельские силы.

Семисвечник - подсвечник из семи лампад или свечей, стоящий в алтаре за престолом.

Трикúрий (греч. «трехсвечник») - подсвечник для трех свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

Хоругвь - укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых. Во время крестного хода хоругви несут впереди шествия. В храме хоругви обычно укреплены возле клиросов.

 

Богослужение

Агнец (слав. «ягненок») - литургический хлеб, употребляемый в Православной церкви для совершения таинства Евхаристии. Согласно учению Церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.

Акафист (греч. «неседальное пение») - форма церковной поэзии, христианское песнопение, исполняемое в храме всеми присутствующими стоя. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо святого. Состоит из 25 строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста, остальные завершаются возгласом "Аллилуйя"). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит 12 приветствий, начинающихся со слова "радуйся". Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому.

Аксиос (греч. «достойный») - возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного диакона, священника или епископа. В древности пением "аксиос" народ выражал согласие с достоинством рукоположенного.

Аллилуйя (греч. - от евр. "хвалите Бога") - возглас в церковных песнопениях, издревле употреблялся в христианском богослужении как вступление или заключение молитвы с присовокуплением слов: "слава Тебе, Боже".

Аминь (греч. от евр. истина) - слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода. Обычно - завершающая формула в молитвах и псалмах, призванная подтверждать истинность произнесённых слов.

Антидор (греч. «вместо дара») - части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после Литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в богослужении.

Артос (греч. «хлеб») - квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь.

Благодарственные молитвы - пять молитв, читаемых верующими после причащения.

Вечерня - богослужение суточного цикла, совершаемое вечером, один из двух "великих" (наряду с утреней) часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, предваряет всенощное бдение. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней, либо в соединении с утреней в составе всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников. Повседневная вечерня служится в будние дни.

Водоосвящение - освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое - в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день.

Всенощное бдение - богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Глас - в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. Восемь гласов составляют т.н. систему "осмогласия" (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки.

Дары святые - хлеб (частицы просфоры) и вино в таинстве Евхаристии, после пресуществления их в Тело и Кровь Христовы. Вкушение или принятие Св. Даров составляет таинство причащения.

Евангелист - автор одного из четырех Евангелий, входящих в Новый Завет.  Евангелистами являются апостол Матфей, апостол Марк, апостол Лука и апостол Иоанн.

Евхаристический канон - главная часть Литургии, во время которой совершается преосуществление Святых Даров. Евхаристический канон начинается возгласом "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа, буди со всеми вами" (2 Кор. 13; 1). В настоящее время в Православной церкви используются евхаристические каноны Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (канон Литургии Василия Великого более продолжительный).

Евхаристия (греч. «благодарение») - таинство Православной церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство Евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению Православной церкви при совершении таинства Евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на Литургии во время евхаристического канона.

Ектения (греч. «тянуть») - молитвословие, начинающееся с призыва к молитве и состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога. Ектения произносится диаконом или священником, после каждого прошения хор поет "Господи, помилуй" или "Подай, Господи". Ектении различаются по содержанию и числу прошений: великая или мирная ектения - наиболее полная (около десяти прошений), малая - из одного прошения, сугубая (т.е. усиленная), просительная и др.

Елеопомазание - помазание елеем, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается: а) на утрени с полиелеем после чтения Евангелия, б) над крещаемыми перед крещением.

Елеосвящение (соборование)- таинство Православной церкви, совершаемое над больными. Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Совершение елеосвящения желательно несколькими священниками (отсюда др. назв. - соборование), но допускается и одним.

Заамвонная молитва - читается священником или архиереем в конце Литургии, стоя лицом к алтарю, перед амвоном. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: молитва Литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого) ("Благословляй благословящие Тя..."), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др.; и молитва Литургии Преждеосвященных Даров ("Владыко Вседержителю, иже всю тварь...").

Зачало - принятое в Православной церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала - от 10 до 50 стихов.

Интронизация - торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время Литургии с облачением новоизбранного патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха.

Ирмос (греч. «связь») - первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица.

Канон (греч. «правило») - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого либо праздника или святого. Входит в состав богослужений. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4-6 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского - до 30). Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов.

Кафизма (греч. «сидеть») - богослужебное деление Псалтири. Псалтирь разделена на 20 кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому, Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста - дважды за неделю.

Катавасия (греч. «схождение») - песнопение, которое поётся на утрене в праздничные и воскресные дни в заключение канона; после каждой песни канона следует соответствующая катавасия. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения.

Литургия (греч. «общее дело») - главное из богослужений, во время которого совершается таинство Евхаристии. В настоящее время в Православной Церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV веке переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического канона - литургия Василия Великого более продолжительна. Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход Господень в Иерусалим и Благовещение (если на Благовещение не попадают дни, когда совершается литургия Василия Великого). Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого - 1 января ст. ст. (14 января нов. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу.

Литургия Преждеосвященных Даров - литургия, во время которой верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде (преждеосвященные). Совершается во время Великого поста в будние дни.

Молитва Господня – главная христианская молитва «Отче наш, иже еси на небесах», которой Иисус Христос научил апостолов в ответ на их просьбу научить их молиться.

Молитва Ефрема Сирина - покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего»,  читаемая на богослужениях суточного круга в течение Великого поста до Великой среды Страстной седмицы. Составлена в IV веке преподобным Ефремом Сирином.

Молитва Иисусова - краткая молитва "Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя."

Молитвенное правило - утренние и вечерние молитвы, читаемые верующими каждый день. Содержится в молитвослове и часослове.

Мясоед - период времени между постами, когда употребляется мясная пища.

Мясопустная неделя - предпоследнее воскресенье перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса.

Неделя - древнерусское название воскресенья. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день.

Обедня - простонародное название Литургии.

Отдание праздника - последний день, как правило, многодневного попразднства великого праздника.

Отпевание - богослужение, совершаемое священником или архиереем при похоронах верующего. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев.

Отпуст - краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией.

Панихида (греч. «всенощный») - богослужение, на котором совершается поминовение умерших. Панихиды совершаются по просьбе верующих и в установленные дни всей Церковью - на Радоницу и родительские субботы. При совершении панихиды по усопшему на канун ставится коливо.

Паримия (греч. «притча») – чтение на богослужениях текстов из Ветхого или Нового Завета (преимущественно из Ветхого). Число паримии различается на разных богослужениях от 1 до 8. На утрени Великой Субботы читается 15 паримий. Паримии содержат пророчества о празднуемом событии.

Повечерие - богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды - вечери. Бывает великое (совершается в дни Великого поста, праздников Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).

Полиелеи (греч. «многомилостивый») - торжественное песнопение, состоящее из стихов псалмов 134 и 135; часть праздничной утрени от начала пения названных псалмов до чтения канона, наиболее торжественная часть всенощного бдения.

Полунощница - общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается.

Попразднство - дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха, двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники. Попразднство Пасхи длится 38 дней (до Вознесения): попразднство других праздников - от одного до восьми дней. Последний день попразднства называется отданием праздника.

Радоница - в Русской православной церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи.

Разрешительная молитва - 1.Тайносовершительная молитва исповеди, которую священник произносит в конце таинства исповеди, возложив на голову кающегося епитрахиль. 2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от содеянных при жизни грехов.

Рукоположение - богослужение, во время которого совершается таинство священства - поставление в священнослужители. Иначе - хиротония (греч. «рукоположение»). Рукоположение совершается в диаконы (из иподиаконов), в священники (из диаконов) и в архиереи (из священников). Соответственно существуют три чина рукоположения. В диаконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев (по крайней мере двумя архиереями).

Святки - дни от Рождества Христова 25 декабря ст.ст. (7 января нов. ст.) до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику 4 ст. ст. (17 нов. ст.) января. В святках нет постных дней и не совершается венчание.

Седмица - древнерусское название недели (седмь - семь).

Символ веры - краткое догматическое изложение основы христианского вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (Никея, Малая Азия) в 325 году; в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Читается (или поется) на каждом литургическом богослужении.

Соборование – см. Елеосвящение.

Сочельник - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник) В сочельник установлен строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название.

Стихира - краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. Мелодия стихир подчинена гласам.

Требы - богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию верующих). Требы делятся на содержащие совершения таинств - крещение, миропомазание, венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие - отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома и т.п. Совершителями треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в крайних случаях может совершаться мирянином). Чинопоследования треб содержатся в требнике.

Трисвятое - молитва "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". Обращена ко всем трем лицам Святой Троицы.

Тропарь - краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. Мелодия тропарей подчиняется гласам.

Устав богослужебный - сумма указаний, определяющая строение богослужений на все дни года.

Утреня - общественное богослужение, одно из богослужений суточного круга  совершаемое, согласно Уставу, утром. В современной практике Русской православной церкви утреня  совершается сразу по совершении вечерни, то есть вечером; в канун праздничных дней входит в состав всенощного бдения.

Херувимская песнь - неизменяемое песнопение, поется во время великого входа на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней Великого Четвертка и Великой Субботы). Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и введена в употребление в VI веке в Византии. Называется по начальным словам "Иже херувимы".

Часы - общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки: первый час - вечером, третий и шестой часы - утром, девятый час днем. Первый и третий часы посвящены воспоминанию суда над Иисусом Христом у Каиафы и Пилата, шестой час - воспоминанию крестного пути и распятия Иисуса Христа, девятый час - воспоминанию Крестного страдания и смерти Иисуса Христа. Часы бывают вседневные, великопостные, царские и пасхальные.

Шестопсалмие - шесть псалмов, которые читаются в начале утрени: Пс. 3, Пс. 37, Пс. 62, Пс. 87, Пс. 102, Пс. 142.

 

Использованные источники:

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.

Керлот Х. Словарь символов. М., 1994.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.

Словарь церковных терминов. Под ред. Д.Л. Покровского. Izograph Studio, 2002 (изд. 2-е)

Словарь церковных терминов // Портал Православие.Ru.